Проект рабочей программы

  Проект рабочей программы  
образовательная область 
"Художественно-эстетическое развитие"



Пояснительная записка

 В создании проекта рабочей программы мы опирались на
основную общеобразовательную программу нашего ДОО, которая основывается на  общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с, потому что эта программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).




В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.




1.Цель
 "развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку" 
 задачи:


принципы  формирования Программы:

- принцип культуросообразности. 
-принцип развивающего образования   
 -принцип научной обоснованности и практической применимости 
-комплексно-тематическом принципе 


Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Возрастные особенности детей
            Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
            На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь, подпевать. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
        
 Вторая младшая группа (от 3  до 4 лет)
            Развитие детей младшего дошкольного возраста позволяет проводить планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры как  в НОД, так и в повседневной жизни, а так же в культурно – досуговой деятельности. Дети от использования предэталонов, переходят к культурно – выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)
            Основные достижения возраста  связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную  отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию  основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами; с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. 

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера, продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

-планируемые результаты:
-ребенок владевает основными видами музыкальной  деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности - восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах; способен выбирать себе вид музыкальной деятельности, участников по совместной деятельности 
-ребенок обладает установкой положительного отношения к музыкальному искусству, к разным видам музыкальной деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных видах музыкальной деятельности. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства в пережитых музыкальных произведениях, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкальной деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры в музыкальной деятельности, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 
-ребенок достаточно хорошо  может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний во всех видах музыкальной деятельности, у ребенка складываются предпосылки музыкальной культуры; 
-ребенок владеет основными приёмами игры на детских музыкальных инструментах; он активно, ритмично двигается в такт музыки, владеет основными музыкально-ритмическими движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;свободно ориентируется в пространстве музыкального зала; 
-ребенок понимает, что нужно дослушивать музыку до конца,выполнять правила игры в разных видах музыкальной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; 


-ребенок интересуется музыкальным искусством, задает вопросы взрослым и сверстникам,   пытается самостоятельно выражать свои мысли и чувства по поводу музыкального искусства; склонен наблюдать, экспериментировать с музыкальными инструментами. Обладает начальными знаниями о   природе музыкального искусства; ребенок способен проявлять творческие способности во всех видах музыкальной деятельности. 


2.содержательный, 

Образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"




  слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

  подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
  пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
  танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

 
  формы, способы, методы и средства реализации программы:

  
1.музыкальная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; 
2. самостоятельную деятельность детей; 
3. праздники и развлечения 
4.  взаимодействие с семьями детей


- способы и направления поддержки детской инициативы;
1. Индивидуальная,
2.Подгрупповая
3.Кружковая


3.организационный.
 материально-технического обеспечение включает наличие музыкального центра и синтезатора, возможности которого позволяют разнообразить музыкальный аккомпанемент и использовать звуковые эффекты. На занятиях использую телевизор и DVD - проигрыватель, что способствует интеграции различных видов искусства.  Зал оборудован стационарным большим экраном и мультимедийным проигрывателем.
-обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, 
В музыкальном кабинете большая библиотека методической, научной  и нотной литературы, журналов «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Книжки, нотки и игрушки для Танюшки и Ванюшки». Вся эта литература используется мной для повышения качества образовательной деятельности и профессионального роста.   
Музыкально-дидактический материал способствует развитию музыкальных способностей ребенка. Мной   подобраны музыкально –дидактические игры на развитие звуковысотного, ритмического и тембрового слуха, а также для определения жанра и характера музыки для всех возрастных групп детского сада.  Большинство игр сделаны моими руками. Игры обновляются и пополняются по мере необходимости. В течение года   постоянно использую их на занятиях и развлечениях. Дидактические игры способствуют повышению интереса детей к музыкальной деятельности.Для решения задач по музыкальному образованию детей необходимым условием является наличие в кабинете разнообразных  пособий: репродукций, игрушкек, игрушек-макетов, портретов композиторов, детских музыкальных инструментов, различных видов театров. Все вышеперечисленное подобрано мной и систематизировано.Наличие кассет и дисков обеспечивает высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора и оркестра. Мной тщательно отбирается музыка для слушания и музыкально-ритмических движений.
- расписание занятий, 
- перечень традиционных событий, праздников, мероприятий; 
- организация развивающей предметно-пространственной среды:
 Организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием. Для  более эффективного  развития детей,  тщательно забочусь о качестве образовательной среды. Музыкальные занятия и развлечения проходят в просторном, светлом, красивом зале.   Зал оснащен музыкальными центрами, которые позволяют использовать одновременно несколько дисков и кассет.
  Детский сад располагает многочисленными декорациями для театрализованных постановок (домик, колодец, печка, забор и др.). Не забыты  и костюмы для взрослых и детей. Есть костюмы готовые, сшитые на заказ, а также костюмы, которые изготовлены лично мной. Это костюмы Буратино, Поросенка, Снегурочки, Осени, Лисы и др. для взрослых, а также детские костюмы. Разнообразие костюмов позволяет  ставить с детьми различные сценки, сказки и театрализованные игры, а также расширять диапазон сюрпризных моментов на праздниках и развлечениях. Все это помогает  создать условия для  развития и проявления детского творчества. 
Все перечисленные элементы развивающей среды эффективно используются  в различных видах музыкальной  деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей включает в себя игру на детских музыкальных инструментах, пение, игры, танцы. Все эти виды деятельности невозможно осуществлять без хорошо оснащенных музыкальных уголков в групповых комнатах.  Разработана памятка для воспитателей о наполнении музыкальных уголков в группе. 


4.Дополнительный раздел 
-краткая презентация  ориентированая на родителей:
а) возрастные  категории детей,
б) используемые  программы; 

в) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий